Рецензия на UFO: Aftermath

Рецензия на UFO: Aftermath

UFO: Aftermath многие игроки незаслуженно обозвали унылой пародией на X-com и задвинули куда подальше. Но нашлись геймеры, к числу которых принадлежит и автор, у которых игра вызвала неподдельный восторг и радость неоднократных прохождений. UFO: Aftermath – первая игра из серии UFO, которую представила нам чешская компания ALTAR Interactive. Создание игры действительно вдохновлено идеями X-com, никто этого не отрицает. Но всё же есть в этом проекте много такого, что отличает эти две истории, выводя UFO в ранг самостоятельного продукта, способного собирать армии фанатов.

001

UFO: Aftermath показывает нам довольно реалистичную картину событий. Нет ярких красок, нет типичного для таких игр стремительного темпа и экшена. Так или иначе, при написании обзора я буду сравнивать UFO как с её прародителем в лице X-com, так и с последователем XCOM. Таких сравнений не избежать, ведьUFO оказывается практически зажатой в тиски этими гигантами с двух сторон. С первых минут игра настраивает на серьёзное отношение – чего только стоит просмотр вступительного ролика. Он сделан очень кинематографично и буквально за одну минуту излагает нам предысторию. Пришельцы не стали вступать в открытую конфронтацию, а распылили в верхних слоях земной атмосферы споры, которые устремившись к поверхности, уничтожили большую часть биосферы планеты, вызвав смерти и массовые мутации. И уже здесь кроется первая большая разница с историей X-com – в UFO: Aftermath нет всемирного центра сопротивления, есть лишь маленькие, разрозненные группы выживших. Нет финансирования, нет рейтингов, экономики, строительства – есть лишь выживание, основу которого составляют активные действия по всему Земному шару.

UFO Aftermath 002

В самом начале кампании нам предлагается выбрать, на каком из континентов будет размещена наша первая база. Принципиальной разницы нет, так как рано или поздно всё равно придётся осваивать и контролировать удалённые территории, а инопланетным пилотам скоростных НЛО абсолютно всё равно над какой местностью пролетать. Да и привычных бонусов за размещение на континентах нет, ведь мы же помним, что над нами нет никакого правительства, а значит поощрять и наказывать нас тоже некому. Выбрав, таким образом, первоначальную точку базирования, можно сразу же проверить уровень оснащённости нашего отряда, который, к слову, будет состоять пока что всего из двух человек. Да и о каком оснащении может идти речь, если эти двое – лишь чудом выжившие, добравшиеся до убежища. Поэтому обратим свой взор на глобус Земли, позаимствованный в X-com, однако, как и всё остальное в игре, отличающийся большей реалистичностью и детализацией. Вращая глобус, мы будем находить на нём метки активных заданий, которые можем выполнять самостоятельно, либо отдавать на откуп другим безымянным отрядам выживших. Сразу настоятельно рекомендую всем желающим поиграть – выполняйте максимальное количество миссий самостоятельно, особенно, если в их описании указана высокая важность и срочность. Не пренебрегайте лично отправляться на задания, ведь только так вы сможете заработать опыт для бойцов отряда. Не терпится сразу же рассказать про комплектование отряда и его подготовку, но об этом далее. А пока ещё в поле зрения находится глобус с активными миссиями, опишу некоторые их разновидности. Помимо стандартной зачистки территории, которая звучит как «Убить n врагов», есть более изощрённые варианты, как например добыча живой инопланетной особи, образцов инопланетных материалов и вооружения. Время от времени, в зависимости от активности, проявляемой инопланетянами, нам будет предлагаться штурм приземлившегося инопланетного корабля или же эвакуация пилота-истребителя, если тот был сбит при перехвате НЛО. Уничтожение взрывом важных установок, штурм и оборона военных баз… но есть и особые задания, выполнение которых является обязательным условием для продвижения по сюжету.

UFO Aftermath 003

Никакими особыми подробностями сюжет UFO: Aftermath не блещет. За давностью лет позволю себе описать его в общих чертах. После того, как выжившие немного освоились в новых условиях и почувствовали за собой реальную силу и возможность противостоять инопланетным захватчикам, они стали собирать всю возможную информацию о том, что могло предшествовать сложившейся ситуации, и выяснили массу интересных вещей. После посещения Зоны 51 в штате Невада и Российской ракетной базы Капустин Яр, отрядом были добыты сохранившиеся секретные документы проектов Голубая книга (Blue Book) и Страна грёз (Dreamland). Суть добытой информации сводилась к тому, что правительства и секретные службы многих стран в течение долгого времени контактировали с представителями внеземных цивилизаций и даже имели определённые договорённости на, якобы, взаимовыгодных условиях. Но, что ещё более интересно, в документах указывались координаты нахождения инопланетных послов на Земле, ведущие в гималайские горы. Встретившись на месте с послами и сопроводив их в безопасное место, мы узнаём оставшуюся часть истории. Инопланетяне, организовавшие вторжение, и инопланетяне-контактёры – представители одной и той же расы Ретикулян, название это происходит из названия созвездия Сеть (Reticulum). Однако, несмотря на своё родство друг с другом, эти два лагеря враждебны. Мирные Ретикуляне имели целью лишь изучение земной жизни, обмен технологиями и произведениями искусства, в то время как Ретикуляне-агрессоры свою задачу характеризовали как полное подчинение Земли своим экспериментам и использование самой планеты в качестве живого супер-компьютера. После прохождения указанных шагов в игре, остаётся лишь узнать, что штаб вторжения находится на Луне и отправить туда подготовленный убер-отряд в один конец. Ресурсов на вторую ракету к Луне у сопротивления уже просто нет, поэтому данная миссия является заключительной. Однако, победа над командованием вторжения, учитывая события второй части серии UFO: Aftershock, не является каноничной развязкой. Реальная концовка, как ни жаль, представляет факт принятия гибели Земли, как живой планеты, и переселение оставшегося Человечества на космическую базу-колонию «Лапута».

UFO Aftermath 004

Теперь, когда мы знаем всю историю, вернёмся вновь к глобальной карте, а именно к доступным действиям на глобальной карте, помимо отправки отряда на задания и перехватом НЛО. Важными стратегическими точками на глобусе являются базы. Планировкой баз, как это было в X-com, заниматься не дадут, однако мы можем указывать базам, какого типа задачи им необходимо решать. Всего модификаций существует четыре, однако в первой половине игры доступны всего три: военные базы – с них может быть отправлен на задания вертолёт с отрядом; научные базы – занимаются исследованиями; производственные базы – конструируют вооружение и броню. Четвёртый тип – это базы по борьбе с биомассой, которые становятся очень актуальны с того момента, как на поверхности континентов начинает с небывалой быстротой распространяться бурая субстанция, поглощающая всё на своём пути. Антибиомасс-базы ничего не производят и не исследуют, однако жизненно необходимы для победы. Тип любой базы не является статичным и может быть изменён в любой удобный момент, но необходимо учитывать, что модификация — процесс протяжённый и база будет простаивать до тех пор, пока изменения не завершаться. Другие процессы, требующие времени, это уже озвученные исследования, производство и обучение бойцов сопротивления. И вот, наконец, мы можем плавно перейти к описанию отряда и боёв на тактических картах.

UFO Aftermath 005

Отряд, переносимый к местам заданий, может содержать максимум семь человек, и само собой, что от того, кто будет сражаться в этом отряде плечом к плечу, зависит напрямую успех миссии. Отряд формируется из добровольцев, которыми периодически пополняются наши резервы. Каждый новобранец имеет ряд характеристик, при первом взгляде на которые не всегда становится понятно, в какую сторону лучше направить их развитие. В такие моменты приходится действовать по обстоятельствам – если в отряде катастрофически не хватает медика, а новичок наравне с винтовками неплохо обращается с аптечкой, то выбор становится очевиден. Система развития очень наглядная, и наведя курсор на тот или иной навык, мы получим исчерпывающую информацию о том, на что этот навык влияет и какая может быть от него польза. Универсального солдата сделать не получится, да это и не нужно. Гораздо ценнее довести до конца игры максимум первоначального состава, сделав каждого из них специалистом в своей области. Каждая потеря в этой игре чревата, особенно, если это бывалый ветеран, полноценную замену которому подготовить в условиях постоянно нарастающей сложности становится просто нереально. Даже будучи раненым, хороший снайпер или штурмовик, временно покинув отряд, заставляет ломать отработанную тактику и находить новые пути и решения. Помимо повышения уровней за очки опыта, на базах доступна функция индивидуального обучения, которая становится активна, когда боец приобретает определённое сочетание навыков. Отправленный на такую переподготовку боец, повысит квалификацию, получит специальность и принесёт отряду ощутимо больше пользы. В перспективе каждый член отряда может получить несколько различных специализаций – всё зависит лишь от совокупного набора навыков. Не менее важной задачей является и выбор вооружения, который тоже индивидуален для каждого, кто выходит на задание. Ассортимент оружия в игре довольно велик, однако, на первых этапах нам предстоит довольствоваться лишь минимумом: дробовик, пистолет-пулемёт и пара-тройка разновидностей моделей пистолетов. Боеприпасы чуть ли не поштучно, на отдельном учёте – без команды огонь не открывать. Зажигательные и дымовые гранаты – не уверен, не используй. Но уже с захватом первых дополнительных баз, бойцы смогут подержать в руках штурмовые и снайперские винтовки, гранатомёты, не сильно переживая о том, что могут стрелять не только на поражение. И тут кроется ещё один пункт, который прекрасно демонстрирует реальность происходящего. У каждого воина, помимо рук, есть возможность переносить оружие и предметы экипировки на поясе и в рюкзаке. И как только появляются условия, при которых мы можем загрузить штурмовика не только винтовкой с тремя запасными магазинами, но и пятью гранатами (две из которых дымовые), парой пистолетов (у каждого свой тип боеприпасов), аптечкой, гранатомётным выстрелом (не влез в рюкзак к взрывнику), плюс ещё одеть беднягу в усиленную броню и шлем… Скорость перемещения такого солдата устремится к нулю, и весь отряд вынужденно будет ждать его у каждого угла. А ведь зачастую быстро пробежать из точки А в точку Б бывает жизненно необходимо. Остаётся именно то, о чём я говорил выше – грамотно использовать специализацию каждого героя, снаряжать его лишь тем вооружением, которое тот в состоянии эффективно использовать, и постоянно следить за уровнем перегрузки.

UFO Aftermath 006

Как-то незаметно за описанием навыков и оружия я перешёл к специфике боёв. Тактические бои занимают главное место в этой игре. Отказываясь от заданий, отдавая их местным группам сопротивления, мы тем самым лишаем себя удовольствия прохождения, а бойцов ценного опыта. Бои проходят на ограниченной карте местности. Это могут быть заброшенные города, природные ландшафты, подступы к военным базам и непосредственно протяжённые коридоры внутри самих баз. Бои проходят в реальном времени, но с функцией умной паузы. Она не зря называется умной, так как запуск паузы является полностью настраиваемой опцией. Вы можете и вовсе её отключить, но в таком случае никто не гарантирует вам, что ваш отряд не ляжет за пять секунд под огнём пришельцев. Ретикуляне, кстати, действуют очень слаженно, обходят с флангов, устраняют препятствия взрывами, используют пси-оружие, игнорируя стены. Тактика боя сильно меняется в зависимости от целей миссии и окружения. Спасти пилота – чаще всего означает добраться до него и как можно быстрее увести в точку эвакуации, не размениваясь выстрелами с противником, тогда как зачистка территории напрямую означает максимальное устранение врагов. На открытой местности тоже есть своя специфика: равнина означает, что будет работа для дальнобойных снайперов, а вот холмы или приземлившийся корабль намекают, что придётся повоевать в ближнем бою. Внутренние помещения военных баз это больной вопрос, так как сами базы бывают довольно обширными, и каждая открытая дверь может быть как поводом для вздоха облегчения, так и началом затяжного и тесного боя. Любой выстрел в сторону одиночного противника моментально выдаёт ваше местоположение всем остальным врагам, и они начинают планомерно стягиваться для атаки – коллективный разум как-никак. Бои UFO: Aftermath это ещё один реверанс в сторону реалистичности. В X-com мы знали – пока мы не завершим свой ход, пришельцы с места не двинуться и атаковать не смогут. Да, это, безусловно, особенность жанра, и я не хочу сказать, что это минус. Но до чего же круто наблюдать, как в разгар боя штурмовик меняет винтовку на пистолет, потому что закончились патроны, снайпер отбегает на безопасное расстояние, медик распаковывает аптечку, потому что брошенная граната, которой был убит противник, зацепила осколком и своего, и почему, чёрт возьми, стационарное орудие гатлинга так долго устанавливается на платформу! И это я ещё не описал действий со стороны пришельцев. Раздав приказы, каждый раз боишься снимать с паузы – вдруг что-то пойдёт не так, как планировал.

UFO Aftermath 007

Вот уже и описательная часть геймплея позади. Осталось всего-то ничего – рассказать про графику и звук. Для 2003 года графика очень на уровне. Это сейчас можно долго придираться к мутным текстурам и отсутствию задников на тактических картах. Но на момент выхода не все компьютеры адекватно тянули эту игру. Сделано очень аккуратно, с любовью к деталям. Модели и анимация оперативников, мутантов и пришельцев выглядят отлично, броня и оружие различимы даже издалека. На картах достаточно объектов для разрушения, эффекты взрывов и горения тоже сделаны довольно реалистично. Что касается озвучки и музыки, над этим отлично поработали. Саундтрек, состоящий всего из четырёх музыкальных тем не надоедает, даже учитывая то, что музыка звучит лишь в режиме глобуса. Да, над тактическими картами висит гнетущая тишина, нарушаемая только докладами оперативников и звуками стрельбы. Бойцы же озвучены в полном соответствии с их национальностями, что тоже указывает на документальность происходящего – ведь не могут же во всём мире говорить на английском без малейшей тени акцента. Итого, по совокупности графика/звук игра смело может претендовать на призовые баллы в рейтинге любителя тактических стратегий.

UFO Aftermath 008

Про UFO: Aftermath можно говорить очень долго. Вспоминать отдельные бои, оборону баз, тренировку и потерю бойцов. Очень колоритные и сложные миссии по выносу архивных документов и незабываемая битва в лунном штабе пришельцев. Я, как и предупреждал, сравнивал UFO с X-com, и вам могло показаться, что не в пользу последней. На самом деле, это не так. Я с огромным удовольствием играю в оригинальный X-com, в свежий римейк отFiraxis и конечно же с нетерпением жду XCOM 2. Но UFO: Aftermath занимает особое место в личном пантеоне игр. Скорее всего, именно за свою документальность и серьёзность. Попробуйте поиграть ночью при выключенном свете, и вы поймёте, что я имею в виду.

UFO Aftermath 009

Finnegan Ph.D. для http://tacticsquad.ru/

Оценка

9Изумительно

Плюсы:— атмосфера;
— интересные тактические миссии;
— напряжённое развитие событий в сюжете;
— музыкальное сопровождение.

Минусы:— игра запускается только при соотношении 4:3 и не поддерживает современные разрешения;
— некоторые миссии забагованы — точка эвакуации в недоступном месте.


Тэги:
  • Я не фанат данного клона XCOM, но в UFO играл и игра показалась довольно приятной, надо бы освежить впечатления :)

  • Алексей Безгодько

    Однообразные миссии, на сколько я помню. Этим и утомила игра. Но подход действительно был интересный.

  • Алексей Безгодько

    И да, спасибо за великолепную статью.

  • Finnegan Ph.D.

    Спасибо за отзыв. Когда миссии начинают щёлкаться как орехи, можно попробовать форсировать сюжет и проходить напролом — тогда ощущений хоть отбавляй.